Первый этап строительства (Азовского) флота в Воронеже. Петр I был известен как преобразователь России, талантливый полководец и флотоводец. Но царь так же был и первым отечественным корабельным инженером. Усилиями российских и иностранных мастеров, ценою тягчайших жертв, удалось за четверть века создать флот и пробиться к морю. Но когда говорят, что российский флот создан Петром Великим, это верно лишь отчасти. На самом деле флот у России был во все эпохи ее существования. Петр лишь вдохнул новую жизнь в традиции русского мореплавания, соединив западные технологии судостроения и методы навигации с несгибаемым духом русских мореходов.
Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 года. Верфи были созданы в Воронеже и окрестных местах. Выбор был не случайным. На берегах Дона и Вороны уже издавна сооружали плоскодонные речные суда - струги. Строили здесь и морские суда во время Чигиринских и Крымских походов.
Вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны . Они и пошли в ход! Зимой того же 1969 года, Петр направился в Воронеж, несколько месяцев наблюдая за постройкой судов, сам не раз брал в руки топор. Сюда согнали 26 тыс. плотников.
Трудная работа, спешка, зимняя стужа, пожары мешали постройке. Но, несмотря ни на что, дело двигалось - к началу апреля начали спускать на воду суда. А изготовили их немало: 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 стругов.
читать дальшеУчитывая опыт двух неудачных походов 1687 и 1689 гг. В.В. Голицына в Крым и только что закончившихся Азовских походов, Петр I осенью 1696 г. решил сменить стратегию борьбы с Турцией. Он посчитал, что гораздо больший эффект в войне с ней будут иметь морские операции России, что и привело в октябре-ноябре 1696 г. к решению о строительстве флота - "первого флота" Петра I - "воронежского" или "азовского".
Но завоеванный Азов открывал выход только в Азовское море, легко запирающееся в Керченском проливе и малопригодное для действий линейных кораблей из-за своих незначительных глубин. Кораблестроение могло вестись только на территории, обеспеченной лесом и людскими ресурсами - в южных лесостепных уездах России, откуда кораблям предстоял почти тысячекилометровый путь по Дону, глубина которого не превышала 5-8 футов, тогда как линейный корабль имел осадку не менее 9,5-14 футов. Глубина устьев Дона была и того ниже. Следовательно, корабли можно было довести до Азовского моря только в весеннее половодье недостроенными и невооруженными на "камелях" (специальных фигурных понтонах, поднимавших корабль как бы между двумя "верблюжьими горбами", а достраивать и вооружать уже на воде на расстоянии нескольких километров от берега. Однако далеко не все было учтено Петром I. Поэтому первый этап строительства Азовского флота в Воронеже закончился неудачей.
После кончины Петра Великого, началась эпоха "дворцовых переворотов". На верфях перестали строить корабли, все пошло под откос, никого не интересовало, состояние русского флота. Любимое детище Петра военно-морской флот, пришел в негодность, и, когда во время Семилетней войны в конце 1750-х гг. его попытались использовать для военных действий, оказалось, что большинство кораблей просто-напросто прогнило.